А.С.:
Иван, как знаете, но я бы на вашем месте
сделал бы вот как. Прежде всего,
привел бы в порядок описание деталей
вашего старого проекта "Десант-1".
именно в версии 1977-го. Это ведь история!
Насколько я понял, вы по нему ничего нигде не
публиковала. Делали доклады в узких
университетских кругах. Не более.
Поэтому проект нигде не засветился.
Верно?
И.М.:
Верно. У нас была программа-максимум опубликовать материалы в ТМ.
А.С.:
Ну и хорошо. Давайте его засветим теперь!
Вот Бурдаковская "игла" всплыла же! Не
важно, что она имеет явные просчеты.
Важно, что это еще один экземпляр
"красного звездолета" из бронзового
прошлого! Я читал вашу "лекцию "у вас на
сайте, но так и не понял как ваша
"гантеля" выглядит. А очень хочется ее
нарисовать в "пантеоне славы".Но с
этим я чуть позже хотел пристать...
И.М.: "Гантеля"
так и не была нарисована. Расчеты
велись поблочно, в голове, конечно,
схема была, но нарисовать ее так и не
собрались.
А.С.: Главное. Вы хотите быть со своим проектом "на волне".
И.М.:
Да нет, конечно, я и так не в тихой гавани,
просто есть желание доделать
недоделанное. Тем более, что как я
убедился, "Десант-1" по-прежнему на
приемлемом уровне.
А.С.: Покажите
старый проект как раритет, и вот
отталкиваясь от него, опираясь на
современных реалии, на накопленный
опыт, предлагайте более ДЕТАЛЬНЫЙ
переработанный проект, скажем
"Десант-2010". Новый проект я бы
прорисовывал на фоне старого. Выделяя и
усиливая новые детали, обосновывая
отказ от старых идей.
И.М.:
Пожалуй, Вы правы. Я хотел кое-что пересчитать,
но так, как вы предлагаете, будет
логичнее. Остаются чисто технические
проблемы - в те времена пишущих машинок
у студентов не было, придется
расшифровывать рукописи, а свой почерк
я разбираю слабо. Но, наверное, надо
заняться.
Форум НК.
В глубокой молодости я был уверен, что в
недалеком будущем межзвездные корабли
станут обыденным транспортным
средством, чем-то вроде поездов
дальнего следования. Эта уверенность
имела очень солидный фундамент - вся
научная фантастика моей, городской и
школьной библиотек. Мне стало известно и то, что
передвигаться со скоростью, большей
скорости света, невозможно. В знак
протеста против этой исторической
несправедливости я, слегка
поразмыслив, придумал способ
преодоления светового барьера. Предлагаемый
метод в 1966 г. был увековечен на моей
школьной парте с помощью перочинного
ножа. Видимо этот рисунок и следует
считать моей первой публикацией по
Проблеме межзвездных перелетов (МП).
Парту эту, наверное, давно сожгли или
просто сломали, так что воспроизвожу
публикацию по памяти:
|
Идея
была проста - если короткое плечо большого рычага разогнать до скорости близкой
к скорости света, то более длинное плечо будет двигаться быстрее
света. |
Технические сложности меня не смущали, к тому времени я уже был знаком
с концепцией мысленного эксперимента. Несмотря на очевидность результата, я
не стал спешить делиться с окружающими выдающимся открытием, а подумал о еще
более простой вещи - почему никто до такого простого хода не додумался?
Вывод - чего-то я недопонимаю.
Обращаться к учителю за
объяснениями мне даже в голову не
пришло - я просто взялся за
научно-популярную литературу. А
поскольку всю доступную мне научную
фантастику я уже прочитал и перечитал,
взялся активно. Попутно узнав
множество полезных и бесполезных вещей
я, в конце концов, напал на книгу,
"Очевидное?" которая помогла мне
разобраться .
В 13 главах этой книги
автор, Смилга Вольдемар
Петрович, дал прекрасное изложение
специальной теории относительности
(СТО). Что важно, он дал не просто
изложение и разъяснение СТО, а показал
историю и предпосылки ее создания,
"драму идей". Так я разобрался, где
ошибка в очевидности и вариант
"Большого рычага" для преодоления
скорости света пришлось снять с
рассмотрения. |
|
|
Но. После 13 глав и Заключения автор написал еще и Главу XVI -
"Фотонные грезы". Основной вывод этой
главы: - для осуществления полета к
звездам "Нужно нечто Неведомое. Такое
же Неведомое, как атомная
электростанция для питекантропов". Нельзя
сказать, что этот вывод мне понравился.
Оптимизм Вольдемара Петровича в
отношении "неведомого" никак не
увязывался с логикой и стилем научного
мышления, которые он же прекрасно
изложил в книге. Кроме того, в подходе
Смилги к вопросу мне удалось
обнаружить ряд нестыковок. Некоторые
вещи, которые автор объявил
бесспорными и очевидными, мне такими не
показались. И мне пришлось впервые
заняться тем, чем бессчетное
количество раз мне пришлось заниматься
в дальнейшем - анализом публикации. Несмотря
на авторитет печатного издания, в те
времена для меня почти абсолютный, почти
сразу удалось заметить пробелы и
неувязки в логических построениях
автора, и, как следствие, возникла
потребность свои контраргументы
как-либо оформить, хотя бы для себя. На
этой дорожке сразу же выявился дефицит
знаний. Научно-популярной литературы
для его восполнения уже не хватало.
Интернет в то время был такой же
фантастикой, как и звездолеты (можно
вспомнить знаменитый БВИ - Большой
вычислительный информаторий братьев
Стругацких, воспринимаемый как чистое
мечтательство), поэтому процесс
затянулся. Для начала я выписал все
космические периодические издания по
космонавтике - их оказалось на
удивление мало - 6 штук. Серьезным, но
сильно ударившим по нашему семейному
бюджету мероприятием, стала покупка
академического собрания
научных трудов А.Эйнштейна
. И
хотя обработка всех этих
информационных блоков мало продвинула
в разработке Проблемы МП, эта
литература позволила мне сформировать
методологию, которую я с успехом
использую в разных направлениях своих
работ вплоть до настоящего времени.
Кроме того, в первую очередь благодаря
реферативному журналу "Исследования
космического пространства", я получил
общее представление о возможных типах
двигателей для МП и понял, что наиболее
перспективным классом таких ДУ
(двигательных установок) являются
термоядерные. В
период ноябрь 71 - ноябрь 1973 гг. у меня
было мало возможностей заниматься
Проблемой, но была возможность
обдумывать ситуацию теоретически. В
это время, 10 января 1973 года на собрании
Британского Межпланетного Общества
(British Interplanetary Society) было принято решение
о начале исследования возможности
межзвездных полетов. Меня об этом в
известность не поставили, поэтому
аналогичное решение я принял
независимо и несколько позже. В
"дембельской" записной книжке
появилась такая запись:
Расшифровка: Pl - (от "plan")
- планы; W - (от "work")
- работа; K - космонавтика; "день Д" - день демобилизации; 40 с
- 40 суток, период планирования; Ki
- космическая информация.
(такая смесь английского с нижегородским, которой я по сей день
грешу...) Эта
запись и определила направления моих
исследований Проблемы МП на много лет
вперед, вплоть до настоящего времени.
Запись "I - Матанализ кинематики и динамики"
(позже я называл это направление
просто "Динамика МП") определила, как
направление, исследование вопросов
прямолинейных траекторий
"Солнце-Звезда". Уже читая Смилгу (позже
тоже самое повторено у Феоктистова) я
заметил, что авторы проигнорировали
инженерные возможности повышения
эффективности ракетных систем -
применение принципа
многоступенчатости и использование
материала конструкции МК (межзвездный
корабль) в качестве рабочего тела. Учет
этих возможностей оказался
нетривиальной задачей, вдобавок никем
ранее не затрагиваемой.
Запись "II - Сбор Ki по звездам в радиусе 100 св.лет"
содержала предварительную оценку
диапазона достижимости звезд,
сделанную на базе имеющихся тогда
представлений о возможностях
термоядерных ДУ. И, наконец, Запись
"III - Двигатель"
определяла самое сложное и обширное
направление исследований - возможные конструкции ДУ. Именно ДУ является
базой для любых рассуждений о МП, и
именно она во всех имеющихся у меня
материалах была самым слабым звеном. Естественно
встал вопрос о том, зам весь этот
сыр-бор разводить. Причем вопрос был
двойным - во-первых, зачем мне этим
заниматься, во-вторых, зачем вообще
летать к звездам? По
первому вопросу была поставлена
задача написать в "Технику-молодежи"
статью по Проблеме. Принятый тогда
ответ на вторую часть вопроса был
сформулирован уже в виде заготовки к
тексту будущей статьи и выглядел так:
"Прошло
17 лет с начала космической эры.
Космонавтика развивается очень
быстрыми темпами. Нет сомнений, что
человечество с помощью ракетных (?)
средств сможет освоить солнечную
систему, построить базы на Луне, Марсе,
Меркурии, спутниках больших планет. В
космосе появятся крупные
производственные комплексы,
космодромы. Автоматически
встает вопрос - "а что дальше?". Дальше -
звезды, но они настолько дальше, что
сама возможность полета к ним
подвергается сомнению. Более того,
только из-за значительных трудностей
осуществления такого полета кое-кто
считает вообще нецелесообразным
полеты к звездам. Выход к звездам необходим и неизбежен по следующим причинам: 1. Никакая цивилизация не может существовать в ограниченном мире. (?) 2.
Научные цели. Исследования звезд много даст для понимания Солнца. 3. Развитие ракетной техники в процессе разработки МК и при полетах. 4. Повышение
жизнеспособности земной цивилизации -
в случае превращения Солнца в Новую или
другого космического катаклизма
появится возможность эвакуировать
человечество на соседнюю звезду. - - - - I. Научные задачи. II.
Развитие техники. III. Возможность эвакуации. IV. Заселение Галактики. - - - - Можно ли достичь ближайших звезд с помощью ракетной техники? Формула Циолковского: V = w ln (Mi /M0) Таким
образом, была сформулирована и
поставлена Проблема МП "для
внутреннего пользования". Позднее и
формулировки и постановка несколько
эволюционировали, но в основном
остались такими же. В
1975 г. меня буквально выпихнули с моего
завода в МВТУ им. Баумана. Я сильно
сопротивлялся, но общественное мнение
пересилило. В студенческой общаге
быстро становится ясно, кто чем
занимается и несколько человек
заинтересовались моими развлечениями
с логарифмической линейкой. После
соответствующих разъяснений, от части
заинтересовавшихся поступило
предложение присоединиться к
изысканиям путей решения Проблемы МП.
Пойдя
навстречу пожеланиям прогрессивного
первокурсного студенчества и
наперекор свой врожденной натуре
волка-одиночки, я сформулировал Тезисы
Проблемы МП, которые после обсуждения и
стали теоретической базой созданной
Группы изучения межзвездных полетов.
Поначалу группа состояла из 6 человек,
через год в полном соответствии с
традициями Бауманки (не знаю, как
сейчас, а в те времена на первом-втором
курсе Училища отсеивалось 50% студентов)
она сократилась до трех и худо-бедно
ковырялась в Проблеме вплоть до 1981 г. -
завершения обучения в техническом
училище. Здесь
можно отметить одну особенность
процесса создания группы - она
сформировалась чисто случайно, из
подножного материала, студентов
собранных в одном месте. Обычно
исследовательские группы создаются на
основе общей задачи из тех, кто уже
занимался предметом исследования.
Вывод простой - если идею исследования
МП вбросить в
технически-ориентированную
студенческую среду, она там приживется
и получит некое развитие. Сейчас мне
легко было бы повторить эксперимент
с созданием студенческой группы на
базе того же Бауманского училища, но
во-первых, такая деятельность мне не
интересна, а во-вторых - "кот Васька
постарел и мышей начал ловить с
неохотой". Так что, может быть,
кто-нибудь еще такой возможностью
заинтересуется. В
качестве метода работы группы был
выбран поблочный анализ различных
аспектов Проблемы МП медом
коллективного обсуждения и подготовки
того, что мы тогда назвали
"разработками" - авторских разработок,
посвященных конкретному описанию
решения той или иной задачи. Я следил за
тем, чтобы разработки покрывали весь
спектр ключевой проблематики. Таких
оформленных разработок в результате
набралось более сотни.
Рассматривая
работу группы, можно указать на
серьезную ошибку. Надо было сразу
ориентироваться не на
исследование достаточно сложных
процессов, а на проектирование
варианта конструкции межзвездного
корабля, как это было сделано в проекте
"Дедал". Тогда бы это было бы интереснее
для участников и привело бы к более
конкретному конечному результату. А в
нашем случае получилось так, что
конкретная конструкция, хотя и
вырисовывалась в результате работ, но
не оформлялась - т.е. не было сделана
заключительная работа, которая должна
была бы собрать сделанное в единое
целое. Ошибка было осознана уже на
излете работы группы и была сделана
попытка ее исправить - предложена
программа "Десант-2", но было уже поздно.
Обучение в Бауманке завершилось и
участников проекта разбросало так, что
круче не придумаешь. На
сайте воспроизведены только мои
разработки, более того я убрал из
текстов ссылки на разработки коллег по
группе, поскольку уверен, что они не
одобрили бы публичный доступ к своим
работам без их предварительного
просмотра и ревизии (актуализации).
Впрочем, контакт с ними у меня есть и,
возможно, к этому вопросу мы еще
вернемся. Сейчас
на сайте разработки по "Десанту"
представлены следующими способами. Список 1. Общий
список разработок, которые на
настоящий момент как-то оформлены. Есть
еще много материалов, но в данный
список отобрано вроде все
существенное. Список сопровождают
некие примечания - заметки по состоянию
разработки и о намерениях в ее
отношении. В этот же список внесена
часть разработок, выполненных после
завершения работ по "Десанту" (которое я
обозначаю разработкой "Десант-2"). Список 2. Общий
список разработок по программе
"Десант", размещенных на сайте в
хронологическом порядке.
И, помимо этого, ссылки на разработки программы разнесены по позициям "Рубрикатора проблематики МП". А
практически все. Никаких ограничений.
Использовать в собственных работах,
распространять, ссылаться, критиковать
и т.д. Однако следует учесть, что в
разработках имеются тезисы, с которыми
я сейчас не согласен, что в некоторой их
части за эти годы изменилась исходная
информация, что сейчас доступны более
эффективные методы исследования и
представления результатов. Возможны и
ошибки в расчетах - я сейчас не проверял
в деталях.
В
целом я держу программу "Десант" за
удачно выполненную. Несмотря на
указанную крупную ошибку и ряд более
мелких, существенная часть выполненных
работ не потеряли своего значения до
настоящего времени. Удачной
и считаю также разработанную
идеологию и структуру исследования
Проблемы МП. Помимо
результатов по существу Проблемы МП, в
ходе работ были отработаны методики и
подходы к решению сложных задач,
которые я с успехом применял и применяю
в своей практической деятельности. |